Для охлаждения жидкости применяются алюминиевые (сварные) или медные (паяные) радиаторы. Все более широкое распространение алюминиевых
радиаторов определяется их меньшей стоимостью и лучшим
теплоотводом благодаря более удачной конструкции. По схеме движения жидкости радиаторы
делятся на одноходовые (по ходу движения жидкости) и
многоходовые. Преимуществом многоходовых радиаторов является более интенсивный теплообмен за счет
увеличения скорости циркуляции жидкости в их трубках. Однако при этом увеличивается гидравлическое сопротивление радиатора, что, как правило,
компенсируется улучшением теплотехнических характеристик. Для
оценки радиатора используются следующие показатели:
его фронтальная поверхность, глубина и общая площадь
поверхности охлаждения, размеры, форма жидкостных
каналов, толщина стенок каналов, расположение пластин оребрения. Для транспортных двигателей применяются трубчато-ленточные и
трубчато-пластинчатые радиаторы. Эффективность радиатора зависит также и от
его аэродинамического сопротивления. С целью повышения теплоотдачи путем турбулизации воздушного потока ленты делаются с выемками и выступами
или с отогнутыми просечками. Однако при этом увеличивается
вероятность их загрязнения, усложняется очистка, повышается аэродинамическое сопротивление. С целью
уменьшения аэродинамического сопротивления потоку
охлаждающего воздуха иногда радиатор смещают в сторону относительно двигателя или увеличивают расстояние от него до двигателя.
Количество жидкости, прокачиваемой через радиатор, в зависимости от конструктивных особенностей
двигателя составляет 100-150 л/(кВт-ч) при средних
скоростях 0,4-0,7 м/с.