Сцепление формулы один имеет многодисковую конструкцию, благодаря которой можно значительно
увеличить площадь поверхностей трения и при этом сохранить малые размеры и малый диаметр сцепления в сборе.
Существуют диски двух типов.
Одни диски являются рабочими и жестко соединены с коленчатым валом по внутреннему диаметру, через стальную втулку на шлицах.
Другие соединены с внешней обоймой сцепления по внешнему диаметру и жестко связаны с первичным валом коробки переключения передач.
И те и другие диски могут свободно перемещаться вдоль оси, но жестко связаны против радиальных перемещений.
Нажимная пружина сжимает пакет из дисков создавая тем самым трение, необходимое для соединения коленвала и КПП.
Если пружину ослабить, диски разойдутся и валы смогут свободно вращаться без жесткой сцепки.
Рабочих дисков сцепления в пакете всегда на один меньше чем ведомых.
Если используется 4 дисковое сцепление, то это говорит о том что оно имеет 5 ведомых и 4 рабочих дисков сцепления.
Так как рабочие диски зажаты с двух сторон, получается 8 поверхностей трения.
Давление нажимной пружины распределяется равномерно на все поверхности, сколько бы их не было.
И если нужно сцепление с большим передаваемым моментом, можно поставить больше дисков без увеличения жесткости нажимной пружины.
Поверхности трения дисков в современной формуле один, изготовлены из углеродных
или углеродно-керамических материалов, наподобие тех, что используются в производстве тормозных дисков.
На фото изображены ведомые диски полностью отформованные из карбона, хотя бывают и составные - металло-карбоновые диски.
Ведомые или рабочие диски сцепления, могут иметь прорези, помогающие
отведению газов при сильном нагреве и способствуют более быстрому охлаждению рабочих поверхностей, за счет циркуляции воздуха между ними.
Немного цифр.
Один рабочий диск диаметром 97 мм способен передавать крутящий момент до 225 н/м
Рабочая температура поверхностей трения может достигать 900 градусов Цельсия.
Время производства 1 карбонового диска доходит до 6 месяцев.
В зависимости от трассы, КПП Формулы один, переключает передачи от 3000 до 4000 раз за одну гонку. Причем без участия сцепления!