Прочно вошедшая в нашу жизнь экологическая составляющая двигателя внутреннего сгорания — дополнительная позиция расходов на обслуживание. И не всегда только на него. Современный автомобиль с поврежденным каталитическим нейтрализатором может не просто «зачековать», встать в аварийный режим и потерять больше половины мощности. Риску повышенного износа подвергается цилиндропоршневая группа. Так что же делать с катализатором — удалять? Но когда, как и — сейчас уже становится актуальным вопрос — где? Для начала, может быть, стоит подумать — насколько собственно автопарк виновен в загрязнении окружающей среды? Например, за минувший год нефть у нас разливалась в Амурской области, в Находке, Норильске, на Черном море у побережья Крыма и дважды в Хабаровском крае. А если касаться чистоты воздуха, то, наверное, всем известен так называемый режим «черного неба», который регулярно вводится в Новокузнецке, Челябинске, Красноярске и периодически в Омске, Барнауле, городах Кемеровской области.
Безусловно, свою лепту вносит изначально неудачное расположение городов (в низинах, со специфической розой ветров). А некоторые чиновники вовсе пеняют на чадящий печами и котельными частный сектор и те же автомобили. Однако мало кто поспорит, что названные города — центры тяжелой индустрии. И тем более с тем, что по количеству автомобилей на душу населения и по пробкам — они, мягко говоря, не впереди России всей. Вон «сельскохозяйственный» Краснодар закупорен автомобилями, словно бочонок бургундского, и ничего — задыхается только от жары. Да и в обеих столицах особо не жалуются на смог.
Впрочем, сбрасывать влияние автопарка на загрязнение воздуха все же нельзя. Не раз уже говорили, что содержащиеся в выхлопе углеводороды (CH), окись углерода (CO) и окислы азота (NOx) — причина возникновения самых разнообразных заболеваний, вплоть до раковых. Другое дело, что в цивилизованных странах процесс улучшения экологических качеств транспорта был неразрывно связан с «очищением» промышленности. Старые мануфактуры и фабрики выводились далеко за городскую черту. Получали более чистые технологии переработки и производства, современные очистные сооружения.