Рулевую рейку по праву считается одним из важнейших элементов рулевого управления. Это довольно сложный механизм, состоящий из несколько элементов, ответственных за преобразование вращения рулевого колеса в движение ведущих колес. Типов рулевых реек несколько, однако они имеют несколько общих функциональных элементов.
Коротко о классификации и устройстве рулевых реек За преобразование вращения рулевого колеса в движение рулевых тяг отвечает рулевой механизм и наиболее важным его элементом принято считать рулевую рейку. Сразу отметим, что обилие конструкций реек обусловлено не только тем, что к автомобильным механизмам предъявляют специфические требования, как-то требования к эргономике. Ремонт рулевой рейки можно организовать записавшись на нашем сайте. Дело в том, что усилие от рулевого колеса (читайте: от водителя) не всегда оказывается достаточным для того, чтобы привести в движение ведущие колеса. Сегодня выделяют 3 основных типа рулевых реек:
Классическая (механическая). Для вращения используется исключительно мускульная сила. Стоит отметить, что в тандеме с такой рейкой может работать планетарный механизм, позволяющий изменять передаточное отношение, что снижает требования к физической силе водителя; Рейка с гидроусилителем (ГУР). Та же механическая рейка, дополненная гидросистемой, включающей насос, распределитель и поршневую группу. При вращении колеса гидравлическая система создает давление жидкости, что упрощает работу водителя; Рейка с электроусилителем (ЭУР). Все та же механическая рейка, дополненная электромотором и датчиками. В ЭУР вращение рулевого колеса облегчается электромотором. Отдельно стоит выделить механизм с электрогидравлическим усилителем. Наиболее простыми по устройству являются механические рулевые рейки. Они также недороги в производстве и обслуживании. Однако в силу высоких требований к физической силе водителя такие рейки утратили популярность еще в конце 80-х годов. О старых моделях Lada, хорошо известных читателям Avto.pro, говорили нечто подобное: для вождения нужны крепкие нервы и крепкое здоровье. Последнее отсылает сразу к нескольким вещам, в т.ч. и к рулевому механизму, оснащенному «тугой» механической рейкой.
Рулевой механизм большей части автомобилей сегодня оснащают рейкой с гидроусилителем. Она обеспечивают лучшую маневременность, но отличается сложностью в ремонте, необходимостью использования специальных жидкостей, а также небольшим отбором мощности двигателя. ЭУР считают еще более современным решением, однако такие рейки еще сложнее в устройстве. ЭУР можно интегрировать в электросистему практически всех автомобилей.
Признаки неисправности рулевой рейки В зависимости от типа рейки неисправности делят на несколько типов: поломка механической части рейки, гидравлики и электроники. Сразу отметим, что неисправность электроники может возникнуть и в рейках с гидроусилителем. Речь идет о поломке датчика давления ГУР, о котором мы расскажем дальше. К основным признакам неисправности рулевой рейки относят:
Стуки в передней части подвески;
Затрудненное проворачивание рулевого колеса;
Существенное снижение управляемости автомобиля;
Биение рулевого колеса;
Потеки масла (характерно для ГУР).
Несмотря на высокую надежность основных механизмов рейки, она может выйти из строя при длительной эксплуатации в жестких условиях. При попадании ведущих колес в выбоины и глубокие ямы рейка подвергается ударным нагрузкам. Другой причиной выхода из строя является попадание влаги, пыли и грязи в корпус рейки. Неспроста она оснащается хотя бы одним пыльником. Грамотному автолюбителю стоит периодически осматривать пыльник и проверять целостность его хомутов.
Проверка рулевой рейки В силу особенностей устройства рулевого механизма при длительной эксплуатации автомобиля на некачественных покрытиях рулевая рейка и тяги выходят из строя достаточно быстро. Реставрация рейке не всегда дает хороший результат. Для начала выделим отдельные признаки поломки рулевого механизма, а далее расскажем, как их правильно продиагностировать:
Радиальный люфт рулевого вала;
Люфт в шлицевых соединениях вала;
Люфт (продольный или радиальный) вала шестерни рулевой рейки прямо в ее корпусе;