В качестве охлаждающей жидкости в двигателях применяются антифризы или вода. Вода, благодаря своим
теплофизичсским свойствам, имеет наивысшие значения коэффициента теплопередачи конвекцией. Антифризы имеют в несколько раз меньшие его значения.
Обычно при применении антифриза температура деталей повышается на 10-12 С.
Недостатками воды, с точки зрения использования ее
в качестве охлаждающей жидкости, является высокая
температура замерзания (0 С), при этом увеличивается
объем, приводящий к повреждению двигателя. Кроме
того, у воды низкая температура кипения ( 100 С при
нормальном атмосферном давлении, высокая теплоемкость. В результате
для прогрева системы охлаждения до рабочей температуры требуется примерно в 2-3 раза больше теплоты и
соответственно затрат топлива и времени. Учитывая, что применяемые антифризы имеют различный уровень токсичности и температуру кипения,
они выпускаются различной окраски. Особо токсичен
этиленгликоль (температура кипения 170 С при нормальном давлении, цвет—сине-зеленый). Водные растворы этиленгликоля при нагреве существенно
увеличивают свой объем. Поэтому систему охлаждения заполняют
на 8% меньше ее объема. Кроме того, для предотвращения потерь антифриза обязательно применение расширительного бачка. Пропиленгликоль
малотоксичен (температура кипения 154 С. цвет — желто-оранжевый). Существуют и другие жидкости (карбоксилат и др.). Основным преимуществом
указанных антифризов является их
способность при кристаллизации образовывать кашеобразный раствор, не вызывающий «размораживания» двигателя. В России наибольшее распространение
получил этиленгликоль (плотность 1112 кг/м, температура кристаллизации -20 С). Из практики известно, что наиболее
низкая температура кристаллизации -65 С соответствует водному раствору, содержащему 65,3% этиленгликоля.
В районах с умеренными климатическими условиями
применяется антифриз, содержащий 52,6% этиленгликоля с температурой кристаллизации -40 °С (плотность
1067-1072 кг/м).
Для современных двигателей выпускаются антифризы
содержащие антикоррозионные, антипенные и другие присадки.