Наибольший эффект обеспечивается при применении
микропроцессорных систем зажигания с датчиком детонации. Это позволяет дополнительно увеличить степень
сжатия, исключает потери, возникающие за счет необходимости создавать некоторый запас по величинам углов
опережения зажигания для компенсации возможных отклонений в характеристиках опережения зажигания, изменениях атмосферных условий, температурного
режима двигателя, величии ФОЧ и др. Фиксация появления детонации может производиться различными способами:
по изменению уровня вибраций, по появлению высокочастотных колебаний в конце сгорания, по изменению
ионизационных токов на электродах свечи и др. Для современных двигателей преимущественно применяются
пьезокварцевые датчики, закрепляемые шпилькой с гайкой или болтом на головке блока, на цилиндре или даже
на впускном трубопроводе. Основным элементом являются пьезокварцевые кольца, в которых при появлении
высокочастотных колебаний возникает электрический
потенциал. Датчик не разборный. При появлении детонации электронный блок производит постепенное, ступенчатое смещение угла опережения зажигания (обычно на
4...5) до прекращения детонации. Затем угол опережения
зажигания увеличивается до появления детонации.
Очевидно, что величина угла опережения зажигания
имеет пилообразный характер в зоне на пределе детонации. Максимальное смещение утла, также как и при применении октан-корректора, не превышает 15...20. Если
происходит отключение датчика детонации, то электронный блок автоматически переходит на заданную
программу в зависимости от числа оборотов и нагрузки.
В этом случае возможно появление детонации, как в
обычном двигателе и ухудшение экономичности двигателя.