Если бы мы имели двигатель без каких либо потерь, как тепловых так и потерь на трение и привод дополнительных агрегатов,
то он мог бы выдавать намного большую мощность, использую всю энергию сгоревших газов, при сгорании топлива.
Тепловые потери, составляют очень большой процент от общих потерь возникающих в двигателе внутреннего сгорания.
В связи с этим фактом очевидно, что минимизировав их воздействие, можно значительно повысить мощность.
При этом мощность повысится без добавления дополнительного топлива, значит расход не увеличиться, а в каком то смысле даже уменьшится.
Авто производители двигателей постоянно работают над решением проблемы минимизации тепловых потерь, но из за дороговизны
некоторых технологических операций, не все они применяются в рядовых двигателях внутреннего сгорания.
Итак что же представляют из себя тепловые потери и откуда они берутся.
Причины возникновения связаны прежде всего с разностью температур всех поверхностей соприкасаемых с пламенем: цилиндров, поршней, клапанов, камер сгорания, и
горячими газами образованными при сгорании топлива. Внутренние поверхности имеют температуры 100-300 градусов тогда как температура раскаленных газов смеси гораздо более 1500-2500 градусов.
В момент движения - толкания газами поршня вниз происходит переход части тепла от воспламененного топлива к стенкам камеры сгорания, поршня, клапанов и цилиндров двигателя.
В результате чего еффективное давление, толкающее поршень уменьшается и как следствие уменьшается крутящий момент, и мощность двигателя.
Наибольший переход тепла происходит в момент воспламенения и нарастания давления топлива, когда поршень находится близко от верхней мертвой точки.
Чем выше давление тем больший процент тепла переходит на металлические части двигателя и далее в систему охлаждения. Связано это с тем,
что при большом давлении большая температура и больше молекул соприкасается с внутренними стенками двигателя.
При движении поршня в низ и расширении сгоревшего топлива, уменьшается давление и температура сгоревшей смеси, тепловые потери при опускании поршня на 30%
вниз от верхней мертвой точки, имеют гораздо меньшие величины.
В связи с этим можно сделать промежуточный вывод: основные величины тепловых
потерь в бензиновых двигателях внутреннего сгорания приходятся на поверхности КЛАПАНОВ, ПОРШНЯ, КАМЕРЫ СГОРАНИЯ. Стенки поверхностей цилиндров
имеют меньшие значения потерь, чем выше озвученные поверхности.
Чтобы уменьшить потери полезного тепла в двигателе существует несколько элегантных технических решений.
1 Уменьшение поверхности соприкосновения рабочих газов с поверхностями внутри цилиндра.
2 Нанесение теплоизолирующих материалов защищающих поверхности от перегрева и уменьшающих тепловые потери.
3 Полировка поверхностей - по сути это тоже уменьшение поверхности соприкосновения, но на микроскопическом уровне.
Примерные величины прибавки мощности от той или иной операции по уменьшению тепловых потерь.
Камеры сгорания с теплоизолирующими покрытиями дают прибавку 3 - 4 %
Клапана с термо изолирующими покрытиями дают прибавку мощности 2 - 3 %
Поршни с теплоизолирующими покрытиями дают прибавку мощности 4 - 8 %
Если детали с теплоизолирующими покрытиями достаточно дороги и выпускаются
далеко не для каждого двигателя, то полировку различных частей цилиндра может позволить себе каждый.
Полировка камеры сгорания дает прибавку мощности 0.7 - 0.9 %
Полировка клапанов дает прибавку мощности в пределах 0.5 - 0.6 %
Полировка рабочей поверхности поршней прибавляет 1.3 - 1.7 %
В итоге, за счет применения дорогих деталей с теплоизолирующими покрытиями, прибавка мощности составит от 9 до 15 %.
Если хорошенечко отполировать камеры сгорания, клапана и поршни прибавка мощности составит от 2.5 до 3.1 %
Не стоит пренебрегать данным видом тюнинга двигателя. Ведь двигатель с уменьшенными тепловыми потерями,
имеет более высокий тепловой КПД и КПД в целом (больше мощности при том же потреблении топлива за такт работы)
следствено больше толку будет от дальнейших доработок по мотору, где вы сможете более значительно повысить мощность.