Для выбора свечи следует воспользоваться каталогом ведущих фирм, в котором приводятся марки свечей для всех основных моделей автомобилей
(включая и отечественные), мотоциклов, двигателей для сельхозтехники, идр. Основным параметром свечи является калильное число.
По отечественному стандарту оно обозначается величиной среднего индикаторного давления при испытании
на специальной одноцилиндровой установке (11, 14, 17,
20, 23, 26 кг/см'). Калильные числа свечей ряда зарубежных фирм определялись по времени (в секундах), после
которого на специальной установке начиналось калильное зажигание. Эта величина примерно в 10 раз больше
маркировки калильного числа отечественных свечей.
Чем больше эти числа, тем короче длина юбки изолятора
и тем холоднее свеча. Буква перед калильным числом
обозначает диаметр и шаг резьбы, после калильного
числа — длину резьбы (Д — 19 мм) и положение изолятора (В — выступающий за пределы корпуса). Последние
годы начали выпускаться отечественные свечи Супертермоэластик с более пологой температурной характеристикой в зависимости от нагрузки. Это достигается
выполнением центрального электрода, а иногда и боковых электродов из меди, обеспечивающей лучший теплоотвод и снижающей их температуру. Отечественные
свечи в этом случае имеют в обозначении модели букву
М, например А17ДВРМ.
Это свеча с резьбой М14* 1.25
длиной 19 мм, выступающим из корпуса изолятором, резистором для подавления радиопомех и медным (с жаростойким покрытием) центральным электродом. Ее
аналог фирмы Bosch — W7DC или W7DP. Последняя буква обозначает материал центрального электрода: С — медь, Р — платина, S— серебро. Имея более пологую тепловую
характеристику, свеча с медным или платиновым
электродом одной марки заменяет две или три марки
свечей старого типа. Остальные данные маркировок свечей ведущих фирм даны в приложении.
Проверка соответствия свеча температурным режимам
двигателя проводится по цвету изолятора. Когда изолятор
светло-коричневый, бурый или светло-серый — значит,
калильное число выбрано правильно. Отложения нагара
на контактах часто возникают от длительной работы с
присадками к топливу и маслу. Черный матовый нагар на
изоляторе и корпусе — признак работы на переобогащенной смеси или если калильное число свечи слишком
высокое. В этом случае необходимо проверить регулировку системы впрыска (например, при
помощи газоанализатора). Если с регулировкой все в порядке — вашему двигателю требуется более горячая свеча.
Блестящий маслянистый черный нагар свидетельствует о
повышенном попадании в цилиндр смазки через поршневые кольца, направляющие втулки впускного клапана
или систему вентиляции картера. Если изолятор очень белый,
следовательно, температурный режим на пределе и в любой момент может начаться калильное зажигание. Поэтому необходимо поставить свечу с более высоким
калильным числом. Изолятор цветной окраски — признак работы свечи на топливе с некоторыми видами присадок.
Длина резьбы корпуса свечи и способ его уплотнения
(по торцу с прокладкой или по конической поверхности) должны соответствовать конструкции головки цилиндров.
Взаимозаменяемость некоторых самых распространенных свечей зажигания.