Технологии F1 - Тросы безопасности из сверхпрочного материала Zylon
Тросы безопасности колес формулы 1
С 2011 года в конструкцию рычагов подвески должны быть внедрены специальные тросы, удерживающие колесо от путешествия по треку, в случае жесткой аварии.
Каждое колесо должно страховаться двумя тросами, так как при прежних правилах, вступивших в силу с 1998 г. с одним страховочным тросом,
отрыв колес все таки случался и погибло несколько человек в этот период.
Расположение тросов не регламентировано, главное чтоб они прочно соединяли монокок или трансмиссию с корпусами ступичных подшипников колес.
Тросы располагают либо внутри рычага либо снаружи, снабжая его в этом варианте специальным обтекателем.
По регламенту они должны выдерживать 5500 кг нагрузки каждый.
Тросы изготовляют из сверхпрочного материала под названием Zylon. Этот полимер обладает невероятными прочностными свойствами.
Он в два раза крепче кевлара, начинает разлагаться при температуре превышающей 780°С.
Боиться ультрафиолетовых лучей, по этому должен быть защищен от их воздействия.
Помимо этого, он обладает еще одним интересным свойством: при понижении температуры,
он не сужается как все материалы, а наоборот расширяется, причем процесс расширения продолжается вплоть до температуры жидкого гелия -240 °С
Нити Zylon сплетают в пучки до приобретения ими необходимой прочности на разрыв свыше 5500 кг. При этом создают петли для болтового крепления их к болиду F1.
Так как материал волокнистый, это не сложно сделать. Тросы обматывают материалом защищающим их от ультрафиолета, после чего они готовы к установке на подвеску формулы 1.
После внедрения данной технологии колеса при авариях, почти всегда остаются прикрепленными к болиду,
хотя в случае особо скоростных и мощных столкновений, колеса все таки могут оторваться, так как слишком велики усилия воздействующие на них.
Примером может служить авария произошедшая на чемпионате гран при Австралии 2001 года в городе Мельбурн
Перед поворотом Sports Center на скорости около 300 км/час BAR Honda Жака Вильнева наезжает передним колесом на заднее колесо Williams Ральф Шумахера,
мощнейший удар об ограждение и болид разлетается в дребезги. Оторвавшееся колесо по трагической случайности попадает в судью гонки, нанеся ему смертельные увечья, а осколки шасси ранят еще 11 зрителей.
Даже два прочнейших троса в этой экстремальной ситуации не выдержали нагрузки и лопнули.