В настоящее время все современные автомобили оснащены довольно совершенными выпускными системами и в принципе тюнинг выхлопной системы не сможет значительно повысить мощность двигателя, но тем не менее коллектора и выхлопные трубы с глушителями имеют кое какие резервы для поднятия мощности двигателя и придания неповторимого звука выхлопа.
К примеру далеко не все современные автомобили имеют равнодлинные выпускные коллектора. А использование таких деталей позволяет добиться равномерного выпуска отработавших газов и создания так называемых настроенных систем впуска и выпуска. Понятие настроенные системы впуска и выпуска подразумевает настройку пика крутящего момента впускной системы, путем настройки максимального наполнения цилиндра под определенную частоту вращения коленчатого вала и выпускного коллектора под такую же частоту вращения. В результате чего пик крутящего момента на определенных оборотах двигателя становиться очень большим но и острым. и чем больше поднята мощность тем острее полка момента. В результате чего, чтоб полноценно использовать полученную мощность, приходиться держать обороты двигателя в определенных рамках. В стандартном двигателе добиваются напротив более ровной полки момента в результате чего двигатель хорошо работает на любых оборотах вращения коленчатого вала.
Выпускные коллектора могут иметь великое множество конфигураций, вплоть до таких, когда используются чуть ли не десятки метров труб опоясывающих двигатель и переходящих с одной трубы в другую. Но чаще всего используются коллектора с переходом от всех цилиндров в одну трубу. Цель таких коллекторов: максимальное освобождение цилиндра от сгоревших газов топливовоздушной смеси.
При использовании толстых коротких труб, для изготовления коллектора, получается минимальное сопротивление потоку выхлопных газов но имеет место низкая скорость движения. При использовании более тонких труб, сопротивление движению выше но и скорость газов тоже выше. Так как газы имеют массу, то при движении с высокими скоростями они обладают довольно ощутимой инерцией. За счет явления инерции, потоком сгоревших газов увлекаются остатки отработавших газов находящиеся в камере сгорания, позволяя лучше очищать ее. Эффект инерции тем больше, чем длиннее трубы коллектора, так как в них будет двигаться большая масса газов.
Высокая скорость течения газов одного цилиндра, при прохождении центрального канала (место схождения всех труб в одну) при правильной настройке коллектора (длинна труб и диаметр) позволяет создавать зону пониженного давления в соседних каналах. В результате чего при открытии выпускных клапанов будет иметь место более интенсивное очищение цилиндра от выхлопных газов.
При использовании коллекторов с разной длинной трубопроводов все полезные эффекты описанные выше будут распределяться по цилиндрам неравномерно и малоэффективно.
Все описанное выше позволяет добиться значительного эффекта на атмосферных двигателях. Коллекторы двигателей с использованием турбонаддува преследуют несколько другие цели, хотя описанные эффекты к ним тоже применимы.
Пример: тюнинг выхлопа Мазда, особенно современных моделей сопряжен с рядом трудностей в виду применения равнодлинных коллекторов уже на многих стандартных двигателях. Тем не менее всегда можно настроить выхлоп на другие, более эффективные "в плане мощности" обороты вращения коленчатого вала. Тюнинг выхлопных систем мазда вам в помощ!