Микропроцессорные (МП) системы зажигания получили массовое распространение в двигателях
с распределенным и непосредственным впрыском бензина, в которых используется большинство общих датчиков. Электронный блок объединяет функции
управления зажиганием, топливоподачей, антитоксичными устройствами, системой диагностики и сбора данных о нарушении работы любой из систем, от которой
зависит
уровень токсичности. Скорость вращения определялась
на первых моделях двигателей с МП-системой управления индукционным датчиком, расположенным в плоскости вращения венца маховика с зубьями для привода
от стартера. Второй датчик фиксирует положение поршня относительно ВМТ (обычно за 120° до ВМТ) при помощи выступа на маховике. Недостатком данного варианта является
необходимость иметь два датчика, нарушение сигналов из-за изменения зазора между датчиком
и зубьями, затрудненный доступ к датчикам. Поэтому
последние модели двигателей оснащаются отдельным
зубчатым диском на коленчатом валу. Обычно по окружности располагаются 60 зубьев, из которых два зуба удаляются для фиксации положения поршня относительно
ВМТ. При прохождении мимо датчика зоны диска без зубьев меняется характер пульсаций, фиксируемых электронным блоком для установки заданного программой
угла опережения зажигания.
Схема микропроцессорной системы управления
двигателем:
1 — свечи зажигания;
2 — катушка зажигания 2-го и 3-го цилиндров;
3 — катушка зажигания 1-го и 4-го цилиндров;
4 — коммутатор;
5 — колодка диагностирования;
6 — выключатель зажигания;
7 — монтажный блок;
8 — концевой выключатель карбюратора;
9 — электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора;
10 — контроллер;
11 — датчик температуры;
12 — датчик угловых импульсов;
13 — датчик начала отсчета