Как правило, автомобильные двигатели имеют одно или двухсекционные масляные насосы. Основная секция
обеспечивает подачу масла к подшипникам, вторая (дополнительная) служит для прокачки масла через теплообменник, фильтр, центрифугу. Кроме того,
система
смазки частично обеспечивает охлаждение двигателя в
целом или его отдельных узлов и деталей (поршней и цилиндров, подшипников, ротора и др.). Масляные насосы
двигателей с подшипниками скольжения выполняются
обычно шестеренчатого типа с внешним, внутренним
эпициклоидальным или эвольвентным зацеплением. Насосы с внутренним зацеплением более сложны в производстве и требуют повышенных затрат мощности на их
привод. Однако преимуществом насосов с внутренним
эвольвентным зацеплением являются их малые габариты, низкий уровень шума и меньшее влияние износа шестерен на его производительность за счет большего
перекрытия шестерен. Для упрощения конструкции насосы
с внутренним зацеплением устанавливаются непосредственно на коленчатом валу двигателя. Двухсекционные насосы
иногда выполняются с тремя шестернями.
Производительность масляного насоса выбирается
из условия обеспечения теплоотвода от поверхностей
трения и заданного давления в Системе смазки ДВС даже при
перегреве двигателя. Масляный насос должен иметь
двух-трех кратный запас по производительности, чтобы
обеспечить надежную работу системы смазки после износа деталей насоса, коренных и шатунных подшипников и шеек коленчатого и распределительного валов.
Схемы масляных насосов:
а — шестеренный с наружным зацеплением;
б — шестеренный с внутренним зацеплением;
в — роторный;
1 — ведущая шестерня;
2 — корпус насоса;
3 — всасывающий канал;
4 — ведомая шестерня;
5 — ось;
6 — нагнетательный канал;
7 — разделительный сектор;
8 — ведомый ротор;
9 — ведущий ротор