В последние годы появилось много различных марок
моторных масел. В результате возникает масса вопросов
о возможности и целесообразности их применения в
различных условиях. При этом требуется решать ряд
проблем, связанных с периодичностью обслуживания
автомобилей. Качество масла, а следовательно, и его стоимость, определяются количеством присадок, его основой, степенью очистки.
Последнее время все большее
распространение получают синтетические масла, обеспечивающие хорошие вязкостные характеристики, снижающие износ двигателя, позволяющие
увеличить пробег до смены масла. Однако высокая стоимость этих масел ограничивает их применение. Целесообразность их
использования определяется в каждом конкретном случае в зависимости от степени износа двигателя и соответственно угара масла, периодичности технического
обслуживания. Например, при повышенном расходе масла приходится постоянно доливать его, поэтому применение более дорогого масла приведет к
неоправданным
затратам. Использование масел, обеспечивающих увеличенный пробег автомобиля до его смены, также не всегда
целесообразно, т. к. во время очередного техобслуживания это масло придется все равно менять либо проводить,
дополнительное техобслуживание. Особое место среди
присадок занимают металлоплакирующие присадки
(МП). В результате трения возникает разность потенциалов и ионы способствуют наращиванию слоя присадки
на изношенных поверхностях, уменьшая зазор между
трущимися парами. Это способствует увеличению ресурса двигателя, снижению угара масла, улучшению экономических, мощностных и экологических показателей.
Необходимо иметь в виду, что заметный эффект от добавки МП начинает проявляться лишь через несколько десятков тысяч километров.
Для двигателей с повышенным
расходом масла применение такого рода присадок нецелесообразно, т.к. они выносятся из двигателя вместе с
маслом, не успевая создать защитный слой.
Свойства отечественных моторных масел прежде всего
характеризуются величинами вязкости при 100 °С и
0 °С и индексом вязкости — интенсивностью изменения
вязкости при изменении температуры. По эксплуатационным свойствам и их применяемости отечественные масла
делятся на несколько групп: В1— среднефорсированные
бензиновые двигатели, В2 — среднефорсированные дизели, В — универсальное масло для среднсфорсированных
двигателей, Г1 —высокофорсированные бензиновые двигатели, Г2 — высокофорсированныс дизели без наддува,
Г — универсальное масло высокофорсированных двигателей, Д — высокофорсированные дизели с наддувом.
Масла зарубежного производства классифицируются
по системам SAE J-300, API и АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). У летних масел SAE
20,30,40,50,60 кинематическая вязкость при 100 °С изменяется соответственно от 5,6 до 21,9 мм2/с. В обозначении
зимних масел добавляется буква W: SAE 0W. 5W, 10W, 15W,
20W, 25W. Их кинематическая вязкость при 100 С находится соответственно в пределах от 3,8 до 9,3 мм/с. Зона
применяемости каждой из эти марок определяется минимальной температурой проворачиваемости двигателя
стартером (в пределах ог-30 еС для 0W до -5 "С для 25 0W).
Широкое распространение получили всесезонные
масла, имеющие более пологую вязкостную характеристику в зависимости от температуры масла. Низкая вязкость при отрицательных температурах обеспечивает
пуск двигателя в зоне низких температур. При высоких
температурах необходимая вязкость поддерживается
наличием в нем загущающих присадок. Для этих масел к
обозначениям, аналогичным для зимних масел добавляются цифры справа (от 20 до 50).
Эксплуатационные свойства характеризуются по классификации API (Американский институт нефти) или
АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). По API для дизельных двигателей применяются
масла категории С, для бензиновых—категории S. Вторая
буква характеризует уровень эксплуатационных свойств
и их предназначение Е— дизели грузовых автомобилей с
невысокой литровой мощностью, F-дизели легковых автомобилей и грузовых автомобилей выпуска 1994 года
и бензиновые двигатели, G • современные дизели с высокой литровой мощностью и бензиновые двигатели выпуска до 1993 года,
Н-бензиновые двигатели выпуска до
1996 года и J-современные бензиновые двигатели.
Масла
с цифрой 2 предназначены для двухтактных двигателей.
Универсальные масла (для дизелей и бензиновых двигателей) имеют двойное обозначение (например, API SG/CD).
При классификации по ACEA первая буква обозначает
тип двигателя: А-бензиновые, В-дизели легковых
автомобилей и Е-дизели грузовиков. Следующая далее
цифра характеризует моющие, противозадирные способности и его вязкостные свойства. Наиболее высокие
качества имеют масла категории 3 Так например, категория ЕЗ-96, кроме противоизносных свойств, предотвращения образования нагара на поршне, обеспечивает
сохранение вязкостных характеристик при высоких
температурах и способность диспергировать сажу.